Я не хочу себя связывать ни с адом,
ни с раем. Дело в том, что у меня есть друзья и там, и там.
М. Твен
Один аскет говорил: «Для тех, кто
попадает в ад, нет большего наказания, чем знать, что мукам их нет конца. А для
тех, кто пребывает в раю, нет большего счастья, чем знать, что их слава и
торжество – вечны».
«Смешные рассказы»
Чем в рай попасть, умерев с голоду,
лучше уж сытым в ад идти.
Азерб.
Если тебя ударят по одной щеке, ты должен скорей
подставить другую. Вот вернейший способ заслужить допущение в рай...
П. Гольбах
Ад – особая милость, которой удостаиваются те, кто упорно
ее домогались.
А.
Камю
И в аду люди живут.
Рус.
И в аду встретишь знакомых.
Япон.
В мире нездешнем,
в раю, где повсюду покой,
души влюбленных
томятся ли здешней тоской?
Прах – наша плоть,
но дано ли нетленному духу,
вечно пылая,
терзаться любовью людской?
Очи усопших не плачут,
но в мире нездешнем
слезы влюбленных –
бессмертные! – льются рекой!
Маджнун
В рай просятся, а людей не
стыдятся.
Рус.
Понадеялся сатана в рай попасть.
Араб.
Кто рубит деревья, кто губит
животных – тот проклят стократ.
Уж если он в рай вознесется,
то кто же отправится в ад?
«Панчатантра»
Самые раскаленные места в аду предназначены для тех, кто
во времена великих моральных испытаний хранил нейтралитет.
А. Данте
Чтоб нам в аду больней гореть,
вдобавок бесы-истязатели
заставят нас кино смотреть,
на что мы жизни наши тратили.
И. Губерман
Только самое дикое варварство,
самая подлая корысть, самое слепое тщеславие могли подсказать догму о вечных
адских муках.
Религия говорит нам об аде, о
преисподней, где бог, несмотря на свою доброту, уготовил бесконечные муки для
большей части человечества. Итак, сделав людей глубоко несчастными в этом мире,
религия предрекает, что бог может подвергнуть их в еще большие бедствия в мире
ином!
П.Гольбах
Боязливых же и неверных, и скверных
и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов – участь в
озере, горящем огнем и серою; это смерть вторая.
Библия.
Откровение св. Иоанна
Богослова
(21:8)
Отнимите у христианина страх перед
адом, и вы отнимете у него веру.
Д. Дидро
Не существует ни ада, ни рая, ни
дьяволов, так как их никогда и никому не приходилось видеть; это басни,
сочиненные для устрашения.
Т. Кампанелла
Надо ли говорить о том, что «рай» –
очень глупая выдумка жрецов и «отцов церкви», выдумка, назначение которой
заплатить людям за адовы мучения на земле мыльным пузырем надежды на отдых в
другом месте?
М. Горький
В целом человеческие представления
о потусторонности являют собой некие желательные заблуждения и предрассудки. В
большинстве своем они связаны с чем-то светлым; но мне это не кажется столь
очевидным. Я вовсе не уверен, что после смерти мы вдруг оказываемся на неком
любезном нашему сердцу цветущем лугу. Если бы все было так прекрасно на «том
свете», мы бы, верно, общались с блаженными духами и с самого рождения
пребывали в предвкушении грядущего блаженства.
К. Г. Юнг
Если бы Христос действительно был
богом, он мог бы доказать существование рая, поскольку для бога нет ничего
невозможного.
М. Твен
Ад – это жизнь с этим телом,
которая все ж лучше, чем небытие.
А.
Камю
Если есть ад на земле, то он в
сердце меланхолика.
Р. Бёртон
Ад и рай находятся в твоей
собственной душе.
С. Марешаль
Если рай не в тебе самом, ты
никогда не войдешь в него.
Ангелус Силезиус
Рай не будет для меня раем, если я не
встречу там моей жены.
Э. Джэксон
На земле нет рая, но есть его
уголки.
Ж. Ренар
Для нас рай может существовать
только в одном месте, а именно – в этом мире.
Л. М. Дешан
Ад – это пагуба страстей,
потворство, прихоти твои.
Рай должен быть в тебе самом, в
душе и сердце заключен.
А. Джами
В рай не спешат даже те, у кого
жизнь – ад.
Г.
Н. Матюшов
Тамерлан призвал Насреддина и
спросил его:
– Скажи мне, мудрец, до какого
времени будут рождаться на земле люди?
– До тех пор, пока рай и ад не
набьются ими до отказа, – ответил Насреддин.
«Анекдоты
о ходже Насреддине и
Ахмет
Ахае»
Рай – обитель блаженства,
расположенная, по мнению одних, где-то в южном полушарии, а по мнению других –
в заоблачных высях. Там избранники будут иметь наслаждение вечно петь в унисон:
«Да святится имя твое». Многие не очень-то стремятся попасть на этот концерт,
боясь скуки и плохого общества; нет сомненья, что придворную даму затошнило бы,
если бы она оказалась рядом с каким-нибудь францисканским монахом.
П. Гольбах
Куда по смерти душу примут,
я с Богом торга не веду;
в раю немного мягче климат,
но лучше общество в аду.
И.
Губерман
Рай дураков
– это ад для умных.
Б.
Ю. Крутиер
Через рай порока достигнешь ада
добродетели.
Ф.
Кафка
Я отдал бы часть своей жизни за то,
чтобы узнать, какое среднее барометрическое давление было в раю.
Г. К. Лихтенберг
Из допущенных в рай и повергнутых в
ад
Никогда и никто не вернулся назад.
Грешен ты или свят, беден или богат
–
Уходя, не надейся и ты на возврат.
О. Хайям
Кто-то спросил Демонакта: «Как ты
думаешь, что из себя представляет подземное царство?» Демонакт ответил:
«Подожди немного, и я тебе напишу оттуда».
Лукиан
Эфенди захотелось узнать, что
делается на том свете. Для этого он пошел на кладбище, выбрал одну из старых
могил, подмел и убрал ее, заделал все дырочки и щелочки. Затем притащил
надгробную плиту с соседней могилы, спустился в могилу, растянулся во весь рост
и притворился мертвым. Ночью на кладбище пришли два вора-саваносдирателя.
Заметив свежую могилу, они быстро оттащили каменную плиту и влезли внутрь.
Эфенди принял воров за ангелов, которые прилетели допрашивать покойника о
мирской жизни и силе его веры, и потому лежал спокойно, приготовляя ответы на
их вопросы. Но воры, не спросив мертвеца ни о чем, стали снимать с него чалму,
халат, рубашку, штаны и мягкие сапоги с калошами. Один из воров сказал другому:
– С других мертвецов мы снимаем по
четыре аршина коленкора, а здесь нам досталась готовая одежда!
Тут эфенди вскочил на ноги, напал
на разбойников и, колотя их, не давал унести свою одежду. Но у воров были с
собой палки, и, избив эфенди до бесчувствия, они, уже как настоящего мертвеца,
положили его обратно в могилу, а все его вещи вытащили наружу и унесли с собой.
Очнувшись, эфенди встал и как
только что воскресший из мертвых, совершенно голый, побрел к себе домой.
Жена эфенди пришла в ужас, увидев
мужа голым.
– Что случилось? – спросила она.
– Ничего, – спокойно ответил
эфенди. – Я вернулся с того света.
– Что же ты видел на том свете? –
немного успокоившись, спросила жена. Эфенди ответил:
– Когда я влез в могилу, лег в ней
и приготовился отвечать на вопросы ангелов, они пришли и раздели меня догола,
избили, а затем унесли всю мою одежду. Вот и все. Оказывается, грабеж есть и на
том свете!
«Двадцать три Насреддина»
Войдите в рай, вы и ваши жены,
будете ублажены!
Их будут обносить блюдами из золота
и чашами; в них – то, что пожелают души и чем услаждаются очи. И вы в этом
пребудете вечно!
И это сад, который дан вам в
наследство за то, что вы совершили.
Вам здесь – многие плоды, которые
вы будете есть.
Поистине, грешники пребывают вечно
в наказании геенны!
Коран, сура 43, стихи 70 – 74
Поистине геенна – есть засада,
для преступивших – место возврата,
в котором они пребудут века,
не вкушая там ни прохлады, ни
питья.
кроме кипятку и гною,
воздаяние соответственное.
Коран, сура 78, стихи 21 – 26
...Вечность ада есть вечность
мига. Не живший во Христе во времени,
в конце времен навеки извергнут «во тьму внешнюю», в сферу, абсолютно чуждую
Христу и, стало быть, чуждую жизни. Перед очами Всеединого вечно действителен этот
решающий миг со всей его беспредельной мукой. Мне кажется, что в этом смысле и
должно разуметь тот «огнь вечный», о котором говорит Евангелие. Но, с другой
стороны, этот миг, вечно памятный, навеки забыт, ибо ад оставлен за бытием.
Нет реального существа, которое в нем мучится, есть только мятущиеся призраки.
Вся жизнь этих призраков – в прошедшем; стало быть, и все их страдания – в прошедшем,
когда они жили и чувствовали, особенно в тот страшный миг «воскрешения суда»,
когда их темный облик запечатлелся навеки. Но нет у этих призраков ни
настоящего, ни будущего. В аду есть
только бесконечное, темное прошедшее. И только в качестве навеки
превзойденного, прошедшего ад сохраняется в вечном божественном всевидении. Ад
есть в полном смысле забытый мир, т.е. мир, оставленный навсегда за
пределами бытия безусловного, божественного.
Писания говорят об аде как о тьме
внешней, где червь не умирает и огонь не угасает... ибо, если бы огонь
действительно разрушал, он не горел бы без
конца. На самом деле в этом огне
ничего живого не сгорает, ибо нет в аду вечной
жизни; нет и среднего между жизнью и смертью, нет той временной жизни, которую
мы живем здесь, на земле. Там есть только мертвое, только смерть: стало быть, и
горит там не подлинное, а призрачное; и самое пламя там столь же призрачно, как
и то, что в нем сгорает. Так же и червь в аду не умирает оттого, что пища его в
аду абсолютно мертва и призрачна: она не насыщает, вследствие чего червь должен
без конца ее пожирать. И червь и огонь в аду – не более и не менее как
образы неумирающей смерти.
С тех пор, как человек начал
размышлять о жизни, – жизнь бессмысленная всегда представлялась ему в
виде замкнутого в себе порочного
круга. О таком понимании бессмыслицы
красноречиво говорят многочисленные образы ада у древних и у христиан. Царь
Иксион, вечно вращающийся в огненном колесе, бочка Данаид, муки Тантала,
Сизифова работа, – вот классические изображения бессмысленной жизни у греков.
Аналогичные образцы адских мук можно найти и у христиан. Например, Сведенборг
видел в аду Кальвина, осужденного вечно писать книгу о предопределении. Каждый
вновь написанный лист проваливается в бездну, вследствие чего Кальвин обречен
без конца начинать работу сызнова. В аду все – вечное повторение, не достигающая
конца и цели работа: поэтому даже саморазрушение там – призрачно и принимает
форму дурной бесконечности, безысходного магического круга.
Е. Н. Трубецкой
Слышал я, что в раю, мол, сады и
луга,
Реки меда, кисельные, мол, берега.
Дай мне чашу вина! Не люблю
обещаний.
Мне наличность презренная дорога.
О. Хайям
Спуститься ль в ад, подняться к
Небесам –
Любой себе готовит участь сам.
Кит.
Комментариев нет:
Отправить комментарий