пятница, 9 марта 2012 г.

значение понимания смысла жизни


…Как только прекращается искание истины, прекращается и жизнь.

Д. Рескин


Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, – значит ответить на фундаментальный вопрос философии.

А. Камю


Мы живем в век распространяющегося все шире чувства смыслоутраты.

Все множатся признаки того, что ощущение отсутствия смысла становится все более распространенным явлением. Сегодня уже и коллеги чисто психоаналитической ориентации, и марксисты отмечают это.

Что касается поколения сегодняшних взрослых, я ограничусь лишь ссылкой на результаты исследования, проведенного… на выпускниках Гарвардского университета. Через 20 лет после окончания многие из них, несмотря на то, что за это время они не только сделали карьеру, но и жили внешне вполне благополучной и счастливой жизнью, жаловались на непреодолимое ощущение полной утраты смысла.
«Мне 22 года, – писал мне один американский студент, – у меня есть ученая степень, у меня шикарный автомобиль, я полностью независим в финансовом отношении, и в отношении секса и личного престижа я располагаю бóльшими возможностями, чем я в состоянии реализовать. Единственный вопрос, который я себе задаю, – это какой во всем этом смысл».

…Где отсутствует смысл, исторический процесс невозможен.

В. Э. Франкл


Когда мы осмыслим свою роль на Земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы.
А. Сент-Экзюпери

...Жизнь и деятельность русских людей не зависела существенно от их мыслей и убеждений и заранее определялась теми готовыми рамками, в которые рождение ставило каждого человека и каждую группу людей. Особенного вопроса о задачах жизни, о том, для чего жить и что делать, не могло возникнуть в тогдашнем обществе, потому что жизнь и деятельность обусловливались не вопросом для чего, а основанием почему. Помещик жил и действовал известным образом не для чего-нибудь, а прежде всего потому, что он был помещик; и точно так же крестьянин обязан был жить так, а не иначе, потому что он был крестьянин; и между этими крайними формами все остальные группы в готовых условиях быта находили достаточное основание, которым определялся круг их жизни, не оставляя места для вопроса – что делать.
В. С. Соловьев

...Чужд миру тот, кто не знает сущего в нем...
М. Аврелий

Тот, кто не понимает своего назначения, всего чаще лишен чувства собственного достоинства.

Ф. М. Достоевский


...Вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов.
А. Камю

И кто будет столь дерзостен утверждать, чтобы бесконечно люди рождались и умирали без всякого особливого назначения и без всякого по смерти бытия или чтобы по происшествии некоторых веков, когда кончится свет, то и все сие столь премудрое Божие сотворение уничтожилось и пришло в небытие?
В. Т. Золотницкий

...Вопрос о смысле жизни совпадает с вопросом о цели жизни. Спрашивать – в чем состоит смысл жизни, то же самое, что спрашивать – какова ценная цель жизни. А в то же время легко убедиться, что вопрос о смысле жизни позволителен только в том случае, если мы имеем в виду такую цель, которая была бы абсолютно ценною.
А. И. Введенский

...Каждому хорошо известно, что человек поживет и умрет, и если при этом допускается, что смерть есть полное уничтожение бытия человека, то ясное дело, что никакого вопроса о смысле жизни тут нет и быть не может. При таких условиях вопрос может ставиться не о смысле жизни, а только о целях человеческой деятельности в пределах жизни; потому что смысл жизни человек может только отыскивать, а цели своей деятельности он сам может создавать и сам же оправдывать. Он может создавать и действительно создает себе всевозможные цели жизни, и каждую цель он может оправдывать и действительно оправдывает для себя всевозможными представлениями блага жизни. Но так как право создания и оправдания для себя известных целей жизни в одинаковой мере принадлежит каждому отдельному человеку, то очевидно – целей человеческой жизни может существовать и фактически действительно существует ровно столько, сколько существует на свете людей...
В. И. Несмелов

Искание смысла жизни есть... «осмысление» жизни, раскрытие и внесение в нее смысла, который вне нашей духовной действительности не только не мог быть найден, но в эмпирической жизни и не существовал бы.
С. Л. Франк

Жизнь без смысла становится опаснее, чем когда бы то ни было...
Современное человечество должно хотя бы верно, интуитивно чувствовать – «куда» оно идет...
Несчастье современного человека велико: ему не хватает главного – смысла жизни...
И. А. Ильин

...Вопрос «о смысле жизни» волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на время, и даже на очень долгое время, совсем забыть о нем, погрузиться с головой или в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных успехах, или в какие-либо сверхличные страсти и «дела» – в политику, борьбу партий и т.п., – но жизнь уж так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек: неустранимый факт приближения смерти и неизбежных ее предвестников – старения и болезней, факт отмирания, скоропреходящего исчезновения, погружения в невозвратное прошлое всей нашей земной жизни со всей иллюзорной значительностью ее интересов – этот факт есть для всякого человека грозное и неотвязное напоминание нерешенного, отложенного в сторону вопроса о смысле жизни. Этот вопрос – не «теоретический вопрос», не предмет праздной умственной игры; этот вопрос есть вопрос самой жизни, он так же страшен – и, собственно говоря, еще гораздо более страшен, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода...

...Мы, русские, отчасти по своей натуре, отчасти, вероятно, по неустроенности и неналаженности нашей внешней, гражданской, бытовой и общественной жизни, и в прежние, «благополучные» времена отличались от западных европейцев тем, что больше мучились вопросом о смысле жизни, – или более открыто мучились им, более признавались в своих мучениях.
С. Л. Франк

Попытке ответить на вопрос о смысле жизни должна предшествовать ясная и точная его постановка...
Спрашивать о смысле – значит задаваться вопросом о безусловном значении чего-либо, т.е. о таком мысленном значении, которое не зависит от чьего-либо субъективного усмотрения, от произвола какой-либо индивидуальной мысли. Спрашиваем ли мы о смысле какого-либо непонятного нам слова, о смысле какого-либо нашего переживания или целой нашей жизни, вопрос всегда становится о всеобщем и безусловном значении чего-либо: речь идет не о том, что значит данное слово или переживание для меня или для кого-либо другого, а о том, что оно должно значить для всех...
Тут речь идет... о том – стоит ли жить, обладает ли жизнь положительной ценностью, притом ценностью всеобщей и безусловной, ценностью, обязательной для каждого.
Е. Н. Трубецкой

...Если я по смерти обращусь в ничто, к чему, зачем мне тогда жить? Какой смысл будет тогда иметь моя жизнь? Ужели я – не более как червяк или букашка, которых прохожий раздавливает своею ногою, сам того не замечая? Нет, что-то внутри меня говорит, что это не так. И ты, добрый мужичок, так легкомысленно относившийся к смерти, едва ли давал себе отчет в своих словах, едва ли вполне сознавал весь глубокий и страшный смысл, скрывающийся в твоих словах, то у тебя должны бы волосы стать дыбом, ты должен бы согласиться, что человек в тысячу раз ничтожнее и несчастнее самого ничтожного червя, не задающегося вопросами ни о жизни, ни о смерти...
...Если человек – червь, то, во всяком случае, червь необыкновенный, бесконечно возвышающийся над всеми известными нам червями.
Неизв. автор

Забвение вечных вопросов, которыми всегда мучился человек, лишает его человечности. Человека... мучают вопросы о смысле жизни и смерти, о загадке своего существования.
А. А. Вознесенский

...«Смысл жизни» нельзя, так сказать, найти в готовом виде, раз навсегда данным, уже утвержденным в бытии, а можно только добиваться его осуществления... смысл жизни должен ведь быть смыслом самой нашей жизни, он должен быть в ней, принадлежать к ней, он сам должен быть живым. Жизнь же есть действенность, творчество, самопроизвольное расцветание и созревание изнутри, из собственных глубин.
С. Л. Франк

Надеждой на смысл сознательно или бессознательно приводится в движение все человеческое – и воля, и чувство, и мысль. А потому всякий неуспех на этом пути является лишь новым толчком к самопознанию и вместе с тем – к сознанию того смысла, которого мы ищем и которым мы, сами того не ведая, живем. Волей-неволей вся жизнь строится в расчете на какую-то безусловную цель; а свидетельство совести говорит нам о том, что эта цель, ради которой стоит жить, есть некоторая объективная правда, безусловная и всеобщая, которая бесконечно возвышается над всяким субъективным желанием и мнением.
Е. Н. Трубецкой

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.
Сенека Младший

...Основная дилемма человеческого существования (помимо потребностей «биологического и материального выживания») – как прожить отрезок жизни, который не занят сном и работой.
А. В. Кукаркин

Человек, сознающий свое назначение, этим самым сознает свое достоинство.

...Просвещенный тот, кто знает смысл своей жизни.

Вера есть понимание смысла жизни и признание вытекающих из этого понимания обязанностей.
Л. Н. Толстой

Чтобы знать, для чего жить и куда идти, каждому нужно в какой-то совсем иной инстанции, в глубине своего собственного духа найти себе абсолютную опору; нужно искать вех своего пути не на земле, где плывешь в безграничном океане, по которому бессмысленно движутся волны и сталкиваются разные течения, – нужно искать, на свой страх и ответственность, путеводной звезды в каких-то духовных небесах и идти к ней независимо от всяких течений и, может быть, вопреки им.
С. Л. Франк

Самое обычное явление нашего времени – видеть то, что люди, считающие себя учеными, образованными и просвещенными, коснеют в самом мрачном и смрадном невежестве, не только не знают смысла своей жизни, но гордятся этим незнанием...
«Круг чтения»

Призвание всякого человека в духовной деятельности – в постоянном искании правды и смысла жизни.
А. П. Чехов

Люди в большинстве своем мало думают. Они не рассуждая принимают свое присутствие в мире...они мечутся во все стороны, стремясь удовлетворить свои естественные побуждения, а когда сила иссякает – гаснут, как пламя свечи. Они живут чисто инстинктивно. Возможно, в этом проявляется высшая мудрость.
С. Моэм

...Русский интеллигент привык вопрос о «смысле жизни» ставить в форме вопроса «что делать?»

...Перед нами теперь, через увеличительное стекло наших нынешних бедствий, с явностью предстала сама сущность жизни во всей ее превратности, скоротечности, тягостности – во всей ее бессмысленности. И потому всех людей мучащий, перед всеми неотвязно стоящий вопрос о смысле жизни приобрел для нас, как бы впервые вкусивших самое существо жизни и лишенных возможности спрятаться от нее или прикрыть ее обманчивой и смягчающей ее ужас видимостью, совершенно исключительную остроту... для чего жить? Для чего тянуть эту нелепую лямку? Чем оправдать наши страдания? Где найти незыблемую опору, чтобы не упасть под тяжестью жизненной нужды?

Правда, большинство русских людей еще старается отогнать от себя эти грозные и тоскливые думы страстной мечтой о будущем обновлении и возрождении нашей общей русской жизни. Русские люди вообще имели привычку жить мечтами о будущем; и раньше им казалось, что будничная, суровая и тусклая жизнь сегодняшнего дня есть, собственно, случайное недоразумение, временная задержка в наступлении истинной жизни, томительное ожидание, нечто вроде томления на какой-то случайной остановке поезда; но завтра или через несколько лет, словом, во всяком случае вскоре в будущем все изменится, откроется истинная, разумная и счастливая жизнь; весь смысл жизни – в этом будущем, а сегодняшний день для жизни не в счет...

...А что, если в томительном ожидании мы растеряем весь запас наших духовных сил, если к тому времени, бесполезно истратив нашу жизнь на бессмысленное томление и бесцельное прозябание, мы уже потеряем ясные представления о добре и зле, о желанном и недостойном образе жизни? Можно ли обновить общую жизнь, не зная, для себя самого, для чего ты вообще живешь и какой вечный, объективный смысл имеет жизнь в ее целом? Не видим ли мы уже теперь, как многие русские люди, потеряв надежду на разрешение этого вопроса, либо тупеют и духовно замирают в будничных заботах о куске хлеба, либо кончают жизнь самоубийством, либо, наконец, нравственно умирают, от отчаяния становясь прожигателями жизни, идя на преступления и нравственное разложение ради самозабвения в буйных наслаждениях, пошлость и эфемерность которых сознает сама их охлажденная душа?

Нет, от вопроса о смысле жизни нам – именно нам, в нашем нынешнем положении и духовном состоянии – никуда не уйти, и тщетны надежды подменить его какими-либо суррогатами, заморить сосущего внутри червя сомнения какими-либо иллюзорными делами и мыслями.
С. Л. Франк

Всякий человек должен оправдать свое существование. То есть ответить на вопрос, зачем он жил, что делал.
Б. Л. Горбатов

Только бы нам вовремя почувствовать и определить для себя смысл дарованной нам жизни. Ведь каждый из нас зачем-то пришел сюда! И вовсе не для того, чтобы просто поесть и попить.
Е. В. Петросян

Человек, который не знает, что он сделает завтра, – несчастный.
М. Горький

Кто медлит упорядочить свою жизнь, подобен тому простаку, который дожидается у реки, когда она пронесет свои воды.
Гораций

Пусть сон не смыкает твоих глаз, прежде чем ты не спросишь себя: что я сделал и что упустил (за минувший день)?
Пифагор

Кто сумел как следует использовать жизнь? Кто не потерял половину ее в мечтаниях, в беседах с глупцами, в любовных муках, в пустом времяпровождении?
А. Платен

Если бытие лишено всякого внутреннего смысла, если субъективные человеческие желания суть единственный разумный критерий для практической ориентировки человека в мире, то с какой стати должен я признавать какие-либо обязанности, и не будет ли моим законным правом простое эгоистическое наслаждение жизнью?..
С. Л. Франк

Прежде всего нравственное достоинство человека ставит перед его сознанием основной вопрос, который заключает в себе все остальные вопросы: имеет ли наша жизнь смысл? Стоит ли жить?
С. Н. Булгаков

Два раза живут, а много и таких, которые и один раз жить не умеют.
Ф. Рюккерт

Разве человеческая жизнь – а она вещь такая хрупкая, – сохранилась бы вопреки всем нашим бедам и тяготам, если бы жить на свете не стоило?

Д. Голсуорси


Лишь тот обогащает человечество, кто помогает ему познать себя, кто углубляет его творческое сознание.
С. Цвейг

При незнании законов жизни бесполезным будет и бережное отношение к ней.

Люй Бувэй


...Всюду, где у людей сохранилось еще хотя бы немножко чутья для высшего смысла жизни и для истинного значения веры: там они воспринимают смертельную опасность, откуда бы она ни надвигалась, – будь это болезнь, или война, или землетрясение, или политический террор, или какая бы то ни было иная катастрофа, – как призыв, как пробуждение, как потребность одуматься или даже как начало глубокого жизненного обновления. И только там, где это чутье для высшего смысла жизни и для истинного значения веры совсем иссякло и отлетело, где душа впала в совершенную религиозную слепоту и бесплодность, – только там человек может перед лицом какой-нибудь опасности или неудачи проклясть самую жизнь свою и от случившегося с ним несчастья искать спасения в смерти. Такие люди живут всю свою жизнь так, как если бы для них были только две возможности: наслаждение или смерть. Наслаждение определяет и исчерпывает смысл их жизни и содержание их веры, но именно поэтому смерть их остается столь же бессмысленной, сколь бессмысленной была вся их жизнь.
Скажи мне, за что ты хотел бы отдать свою жизнь, а я скажу тебе, во что ты веришь.
И. А. Ильин

...Выдвигается на первый план философская задача, которая в мысли Соловьева становится центральною: это – вопрос о смысле жизни. Самой попыткой устранить этот вопрос век философского отчаяния доказал его неустранимость: внутренними противоречиями своего отрицания он доказал, что смысл жизни есть необходимое предположение нашего сознания, без коего самая мысль не может быть логичной. Вопрос, следовательно, не в том, есть ли в существующем смысл или нет, а в чем он заключается, каково его содержание.

...Индийская религиозность верит не в смысл, а в бессмыслицу жизни... здесь дух в конце концов не одухотворяет землю, не преображает ее изнутри, не побеждает в ней изначальные силы зла, а только сам избавляется от этой силы. Его отношение к земле – только отрицательное: он отлетает от нее навеки и тем самым отдает землю всем живущим на ней во власть страдания, зла и бессмыслицы. Это – не спасение жизни, а спасение от жизни...

Одно из двух – или все в мире в конечном счете осмысленно, или все бессмысленно. Или есть всеединый смысл, проникающий в какой-то неведомой глубине все, что есть, и земное и небесное, и мертвое и живое, или тщетно самое наше искание смысла. Если есть смысл жизни, то он должен быть силою, все побеждающею. Он должен обладать способностью все претворять в себя, даже суету, даже самую бессмыслицу. – В мировой жизни не должно оставаться ни единого уголка, им не озаренного и им не наполненного. Он должен сиять не только внизу и не только наверху, этот смысл, а крестообразными лучами, вверх, вниз, во все стороны. – Он должен открыться в самом страдании, в самой немощи твари, в неудачах ее искания, в ее высшей, предельной муке, более того – в самой смерти.
Е. Н. Трубецкой

...Вера в личное бессмертие есть условие и логической, и нравственной допустимости веры в смысл жизни.
...В чем же состоит практическое значение нашего вывода?
Ответ очень прост: в устранении того, что может быть названо умственным развратом, составляющим едва ли не наихудший вид разврата. Под влиянием недавнего господства материализма и полного упадка философии множество лиц отвыкло от веры в бессмертие, даже посмеивается над ней, а в то же время толкует о смысле жизни, продолжает верить в него, и таким образом развращает свой ум, постепенно приучая его к крайней непоследовательности, к нелогичности, и этим самым вообще притупляет в нем способность чувствовать правду. И вот наш вывод содействует устранению подобного разврата, ибо он прямо требует от нас отречься от непоследовательного материализма, вынуждает нас или уверовать в бессмертие, или же сделаться вполне последовательными материалистами, то есть, не веря в бессмертие, перестать верить и в смысл жизни, а с ним – и в смысл обязательности нравственного долга...
В. И. Несмелов

...Задача научиться отличить истинную жизнь от жизни, которая есть смерть, – понять тот смысл жизни, который впервые вообще делает жизнь жизнью, то Слово Божие, которое есть истинный, насыщающий нас хлеб жизни...
С. Л. Франк

Роль человека в том и состоит, чтобы разобраться в фактах, предлагаемых ему жизнью, организовать их и построить более справедливый мир.
А. Моруа

Пусть грядущие поколения достигнут счастья; но ведь они же должны спросить себя, во имя чего жили их предки и во имя чего мучились.
А. П. Чехов

В поисках смысла чужой жизни можно иногда обрести значение своей.

А. Б. Подводный


Люди мало размышляют; они читают небрежно, судят поспешно и принимают мнения, как принимают монету, потому что она ходячая.
Вольтер

Каждый человек рождается для какого-то дела. Каждый, кто ходит по земле, имеет свои обязанности в жизни.
Э. Хемингуэй

Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть.
Л. Н. Толстой

Люди подобны часовым механизмам, которые заводятся и идут, не зная зачем.
А. Шопенгауэр

Нельзя плыть и грести, не зная, куда плывешь, и нельзя жить и делать свою жизнь, не зная зачем.
Л. Н. Толстой

Никогда не рано спросить себя: делом я занимаюсь или пустяками.
А. П. Чехов

Постигший сущность жизни не утруждает себя никчемными делами.
Чжуан-цзы

...Человек, не будучи в состоянии что-либо выбрать, предпочесть как непременно и постоянно лучшее, возвращается всецело под управление причин, которые, как возбуждающие страдания или удовольствие, направляют его сообразно своей силе, но не его сознанию.
В. В. Розанов

Человеческие страсти превращают человека из маленького, незаметного существа в героя, в существо, которое вопреки всем преградам пытается придать смысл собственной жизни. Он хочет быть творцом самого себя, хочет превратить свое неполноценное бытие в полноценное, осмысленное и целеустремленное, позволяющее ему в максимальной мере достигнуть целостности своей личности.
Э. Фромм

Ученые могут, конечно, сказать, что в прежнее время стариков убивали, а теперь только презирают их; замена физического убийства духовным разве не прогресс?! Прогресс самого прогресса, можно сказать!.. Поэтому может ли прогресс дать смысл жизни, не говоря уже о цели? Ибо только то, в чем может выразиться высшая степень любви и уважения, дает и смысл, и цель жизни...
Н. Ф. Федоров

Просвещение, увенчав гуманистическое направление в западной цивилизации, подчеркнуло достоинство и уникальность индивида как высшую ценность. Но интеллектуальная атмосфера в наше время уже не та, что прежде. Мы склонны мыслить в терминах массового производства и технических нововведений, и, пока речь идет о товарах, это приемлемо. Но перенесенные на проблему человека и в область психиатрии идеи массового производства и поклонения технике разрушают само основание, которое делает производство вещей – лучших по своему качеству и в большом количестве – в принципе осмысленным.
Э. Фромм

Вера в смысл жизни всегда предполагает шкалу ценностей, выбор, предпочтение.
А. Камю

Наука изучила механизм внушения, но она не знает, что внушать; она даже не ставит этого вопроса, считает его само собою разумеющимся. Надо внушать здоровье, спокойствие, уверенность. Но ведь этого мало: спрашивается, как жить, будучи здоровым, что делать, к чему стремиться? Да и нужно ли спокойствие? Наука и техника внушения не имеют здесь ответа...
Б. П. Вышеславцев

Чтобы сделать что-нибудь, нужно не так уж много сил; вот чтобы решить, что именно надо сделать, нужна действительно огромная сила.
К. Хаббард

Русский человек страдает от бессмыслицы жизни. Он остро чувствует, что если он просто «живет как все» – ест, пьет, женится, трудится для пропитания семьи, даже веселится обычными земными радостями, он живет в туманном, бессмысленном водовороте, как щепка уносится течением времени, и перед лицом неизбежного конца жизни не знает, для чего он жил на свете.
С. Л. Франк

Понятие «счастье» и понятие «смысл жизни» нельзя отделить друг от друга, как следствие от причины, и наоборот.
Ю. В. Бондарев

И так как жизнь не понял ни один,
И так как смысла я ее не знаю, –
Всю смену дней, всю красочность картин,
Всю роскошь солнц и лун я проклинаю.
К. Д. Бальмонт

Каждому человеку самому надо решать для себя вопросы о смысле жизни и смерти.
Л. Н. Толстой

Когда человек полон жизни, он не спрашивает себя, зачем он живет; он живет для того, чтобы жить, потому что жить – чертовски славная вещь.
Р. Роллан

Этот мир лишен смысла, и тот, кто осознал это, обретает свободу.
А. Камю

...Не всегда легко установить, к чему прилепляется и тянется тот или другой человек... Иными словами: где бодрствует его душа? где она загорается? что для нее выше всего? в чем сокровище его жизни? где он способен жертвовать? Может быть и так, что он и сам этого не знает; или еще так, что, по-видимому, он в течение всей своей жизни «ни во что не верил»: явно относился ко всему безразлично, оставался теплопрохладным; он как бы прозябал всю свою жизнь, не имея никакого реального центра; ни от чего не зажигался; нигде душа его не вела интенсивной жизни; не было у него сокровища; ничему он не служил и не жертвовал...
И. А. Ильин

Не думаю, чтобы недоумение перед смыслом человеческой жизни и непонимание его представляло бы что-либо возвышенное или трагическое. Недоумение человека перед смыслом жизни подобно недоумению человека, попавшего в общество, занятое чтением хорошей книги. Недоумение этого человека, не вслушивающегося или не понимающего то, что читают, и суетящегося среди занятых людей, представляет не нечто возвышенное и трагическое, а нечто смешное, глупое и жалкое.
Л. Н. Толстой 

Комментариев нет:

Отправить комментарий