суббота, 10 марта 2012 г.

право на смерть


...Лучшее установление вечного закона то, что вход в жизнь нам дан один, а выходов много... Лишь в этом мы не можем жаловаться на жизнь: она не держит никого.
Сенека Младший

Существует право, по которому мы можем отнять у человека жизнь, но нет права, по которому мы могли бы отнять у него смерть...
Ф. Ницше

В тот момент, когда я окажусь не в состоянии бороться, пусть дано мне будет право умереть.
Ф. Энгельс

...Лишить себя жизни – это значит не миновать смертной казни, а согласиться принять ее раньше других, согласиться самому быть своим палачом.
В. Ф. Эрн

Но иногда мудрец и в близости смерти, и, зная о назначенной казни, не приложит к ней рук. Глупо умирать от страха смерти. Пусть приходит убийца – ты жди! Зачем ты спешишь навстречу? Зачем берешь на себя дело чужой жестокости? Завидуешь ты своему палачу, что ли? Или щадишь его?

Разве мало я наблюдал людей, добровольно обрывавших свою жизнь? Видеть-то я их видел. Но для меня убедительнее пример тех, кто идет к смерти без ненависти к жизни, кто принимает, а не призывает кончину.
Сенека Младший

Самоубийцы, по-моему, кончают с собой не столько из мести кому-либо, а из жалости к самому себе и своей бессильной неудачливой жизни. Страшное чувство – жалость к самому себе.
Э. М. Капиев

Самоубийство, способное спасти другого, – дозволенное ли это самоубийство?
Э. Канетти

...Нежелание жить и мысли о самоубийстве – разные вещи. Нежелание жить – это пониженный жизненный фон, в таком состоянии достаточно небольших неприятностей, и может возникнуть мысль о самоубийстве.
С.Н.Лазарев

Самоубийство – насилие над собою – есть уже нечто более высокое и более свободное, чем насилие над другими. Сознавая свою несостоятельность, человек тем самым становится выше этой своей несостоятельности, и, произнося себе смертный приговор, он не только страдает, как подсудимый, но и действует властно, как верховный судия. Но и здесь суд его неправеден. В решении на самоубийство есть внутреннее противоречие. Это решение исходит из сознания своего бессилия и неволи; между тем самое самоубийство есть уже некоторый акт силы и свободы – почему же этою силою и свободой не воспользоваться для жизни? Но дело в том, что самоубийца не только сознает человеческую несостоятельность в себе, но и возводит ее во всемирный закон, что уже есть безумие. Он не только чувствует зло, но и верит в зло. Сознавая свой недуг, он не верит в исцеление и потому приобретенную тем сознанием силу и свободу может употребить только на самоуничтожение. К самоубийству приходит всякий, кто сознает все человеческое зло, но не верит в сверхчеловеческое Добро. Только этой верой человек мысли и совести спасается от самоубийства...
В. С. Соловьев

Желать смерти, когда живется, столь же малодушно, как сокрушаться о жизни, когда настала пора умирать.
А. Франс

Спрятаться в яме под плотной крышкой гроба, чтобы избежать ударов судьбы, – таков удел трусости, а не добродетели.
М. Монтень

Желание смерти показывает самое ложное и призрачное состояние духа...
В. Г. Белинский

Немногие люди способны выносить присутствие опасности: она действует на них так сильно, что бывали случаи, когда, будучи не в силах отомстить за оскорбление, люди убивали себя от стыда за свою трусость.
К. Гельвеций

Самоубийство – самая крайняя, самая откровенная форма эгоизма и вопиющего малодушия.
Ю. В. Бондарев

Самоубийство – подлинно философский акт.

Новалис


Мы ошибаемся, думая, что к греху ведет бездуховное, низменное чувство. К жестокости, неправде, самоубийству и убийству ведет не проходящая похоть, а высокая, истинная влюбленность, искренняя и жертвенная свыше всякой меры.

К. Льюис


Подвиги пилотов-самоубийц называют самой бесчеловечной стратегией атаки, и поэтому имена этих парней нынче покрыты позором... пилоты-камикадзе, несмотря на свое высокое имя, умерли принудительной смертью. Конечно же, эти молодые люди, совсем недавно окончившие школу, подверглись давлению со стороны национальных властей и зачастую выбирали путь самоубийцы не по своей воле.
Юкио Мисима

Мысль о самоубийстве – сильное утешительное средство: с ней благополучно переживаются иные мрачные ночи.
Ф. Ницше

Самоубийство – оптимистический порыв в жизни пессимиста.

Г. Е. Малкин


Древние стоики в случаях запутанности жизненной ситуации еще рекомендовали самоубийство для прекращения борьбы с бесконечными пустяками человеческой жизни и ради презрения к ним. Самоубийство как моральный выход для гордого мудреца до некоторой степени допускали еще и Сенека, и знаменитый историк Тацит...
А. Ф. Лосев

Вопрос о самоубийстве – один из самых беспокойных и мучительных в русской эмиграции. Очень много русских кончает жизнь самоубийством. Многие если еще и не решились убить себя, то носят в себе мысль о самоубийстве. Потеря всякого смысла жизни, оторванность от родины, крушение надежд, одиночество, нужда, болезни, резкое изменение социального положения, когда человек, принадлежавший к высшим классам, делается простым рабочим, и неверие в возможность улучшить свое положение в будущем – все это очень благоприятствует эпидемии самоубийств.

Существуют очень разнообразные типы самоубийств, и самоубийцы вызывают разные оценки. Люди убивают себя от несчастной любви, от сильной страсти или от несчастной семейной жизни; убивают себя от потери вкуса к жизни, от бессилия; убивают от позора и потери чести; от потери состояния и нужды; убивают себя, чтобы избежать измены и предательства; убивают от безнадежной болезни и страха страданий. Покончил с собой человек, которого я очень уважал и любил и считал одним из лучших людей. Причиной его самоубийства была безнадежная болезнь. Я не сужу его.

Когда человек убивает себя, потому что его ждет пытка и он боится совершить предательство, то это, в сущности, не есть даже самоубийство. Самоубийство может быть от совершенного бессилия и от избытка сил. Психология самоубийства так странна, что бывали случаи, когда люди убивали себя от страха заразиться холерой. В этом случае они хотели прекратить невыносимое чувство страха, которое страшнее смерти. Самоубийство может совершаться и по мотивам эстетическим, из желания умереть красиво, умереть молодым, вызвать к себе особую симпатию. Соблазн красоты самоубийства бывает силен в некоторые эпохи, и он заразителен.

Н. А. Бердяев


Видишь ли ты отвесную скалу? Вниз с нее идет путь к свободе. Видишь ли то море, ту реку, тот источник? Там, в их глубине, живет свобода. Видишь ли ты низкое, засохшее, бесплодное дерево? На нем висит свобода. Видишь ли ты свою гортань, свое горло, свое сердце? Все это убежище против рабства. Если тебе эти выходы слишком трудны, если они требуют слишком много мужества и силы и ты спрашиваешь, где путь к свободе смерти, туда ведет каждая жила в твоем теле...
Сенека Младший

Человек, прибегающий к самоубийству, доказывает только то, что он не понимает шутки, – что он, как плохой игрок, не умеет спокойно проигрывать и предпочитает, когда к нему придет плохая карта, бросить игру и в досаде встать из-за стола.
А. Шопенгауэр

Христианину запрещено посягать на свою жизнь, ему запрещено убить себя сразу. Но зато ему нисколько не возбраняется убивать себя постепенно.
П. Гольбах

...Права на самоубийство нет у человека: в этом последнем прихотью своей преступной фантазии он разрушает то, чего еще вовсе не понимает, что ему дано было и с чем он не сумел справиться. Таким образом бессилие, неисполненный долг, посягательство на то, на что нет права, соединено в этом деянии, справедливо считающемся у всех людей чем-то неестественным и ужасным, каким-то искажением основных законов природы со стороны их высшего носителя, их самого светлого и мудрого выразителя.
В. В. Розанов

Защитники самоубийства говорят, что позволено оставлять свой дом, когда он надоел. Согласен; но большинство людей предпочитает провести ночь в скверном доме, чем под открытым небом.
Вольтер

Самоубийца – это трус, который обращается в бегство до окончания битвы.

Л. Бешерель


Лишить себя жизни, оставляя семейство и друзей, что же это, как не эгоизм?
П. Буаст

В древности практически у всех народов существовало добровольное принесение себя в жертву богам...
Самоубийства вдов во многих странах являлись доказательством верности мужу...
...Самосожжение вдов в Индии приобрело традиционно массовый характер и сохранялось до недавнего времени...
У мужчин сложился свой кодекс чести: самоубийство как искупление позора военных поражений...

Древнегреческий философ-киник Диоген Синопский... покончил жизнь самоубийством, задержав и остановив дыхание. Приговоренный императором Нероном к совершению самоубийства, семидесятилетним старцем вскрыл себе вены на голенях и под коленями древнеримский философ-эпикуреец Луций Анней Сенека... Его современник эпикуреец Петроний, автор знаменитого «Сатирикона», также вскрыл себе вены на прощальном пиру с друзьями...
...Массовые религиозные самоубийства характерны для России конца XVII столетия...
«Танатология – учение о смерти»

…Самоубийца – и тот в сущности не желает избавиться от своего «я» – он желает только найти новую форму для этого «я»; поэтому вполне возможно встретить среди самоубийц людей, как нельзя более верующих в бессмертие души и решающихся на самоубийство лишь вследствие того, что они думают этим шагом выйти из своего запутанного земного положения и найти абсолютную форму для своего духа.

С. Кьеркегор


Самоубийство, при потере идеи о бессмертии, становится совершенною и невозможною даже необходимостью для всякого человека, чуть-чуть поднявшегося в своем развитии над скотом... Мне, пожалуй, укажут, что в наш век убивают себя люди, никогда не занимавшиеся никакими высшими вопросами; тем не менее, убивают себя загадочно, безо всякой видимой причины. Мы, действительно, видим очень много (а обилие это опять-таки – своего рода загадка) самоубийств странных и загадочных, сделанных вовсе не по нужде, не по обиде, без всяких видимых к тому причин, вовсе не вследствие материальных недостатков, оскорбленной любви, ревности, болезни, ипохондрии или сумасшествия, а так, Бог знает из-за чего совершавшихся. Такие случаи в наш век составляют большой соблазн, и так как совершенно невозможно в них отрицать эпидемию, то обращаются для многих в самый беспокойный вопрос. Все эти самоубийства я, конечно, объяснять не возьмусь, да и, разумеется, не могу; но зато я несомненно убежден, что в большинстве, в целом, прямо или косвенно, эти самоубийцы покончили с собою из-за одной и той же духовной болезни – от отсутствия высшей идеи существования в душе их.

…Есть много охотников жить без всяких идей и без всякого высшего смысла жизни, жить просто животною жизнью, в смысле низшего типа; но есть, и даже слишком уж многие и – что всего любопытнее – с виду, может быть, и чрезвычайно грубые и порочные натуры, а между тем, природа их, может быть, им самим неведомо, давно уже тоскует по высшим целям и значению жизни. Эти уж не успокоятся на любви к еде, на любви к кулебякам, к красивым рысакам, к разврату, к чинам, к чиновной власти, к поклонению подчиненных, к швейцарам у дверей домов. Этакий застрелится именно с виду из-за ничего, а между тем непременно от тоски, хотя и бессознательной, по высшему смыслу жизни, не найденному им нигде.
Ф. М. Достоевский

Нерон в 65 г. послал своему бывшему учителю (Сенеке Младшему. – А.М.) приказ: собственноручно покончить счеты с жизнью. Оказывается и такой утонченный способ казни был хорошо известен императорскому Риму. И только ли Риму... китайский император, как сын неба, определял даже способ самоубийства и его «инструменты»: тем, кто познатнее, посылалась желтая веревка для повешения, а кто рангом пониже – обходился веревкой белой.
«Человек. Судьба. Вселенная»

Катон (Младший. – А.М.) совершил великую глупость, покончив жизнь самоубийством из одного страха встретиться с Цезарем.
Наполеон I

Ежегодно в бывшем СССР добровольно расставались с жизнью около 60 тысяч человек.
«Танатология – учение о смерти»

Расстаться с жизнью так же легко, как легко падает созревшая олива, благословляя природу, которая ее породила, и благодаря дерево, которое ее произвело.
М. Аврелий

Человек, кончающий счеты с жизнью, не причиняет никакого ущерба обществу, он только перестает делать добро; а если это и проступок, то относящийся к числу наиболее извинительных...
Предположите, что не в моих силах более служить интересам общества; предположите, что я ему в тягость; предположите, что моя жизнь мешает каким-нибудь лицам принести обществу гораздо большую пользу. В таких слу-
чаях мой отказ от жизни должен быть не только безвинным, но и похвальным...

Некто замешан в заговоре во имя общего блага; он схвачен по подозрению; ему грозит пытка; и он знает, что из-за его слабости тайна будет исторгнута от него. Может ли такой человек лучше послужить общим интересам, чем поскорее покончив со своей несчастной жизнью?..
Предположите далее, что злодей заслуженно осужден на позорную смерть; можно ли вообразить какое-либо основание, в силу которого он не должен был бы предварить свое наказание и избавить себя от мучительных дум о его ужасном приближении? Он не более посягает на дело провидения, чем власти, распорядившиеся о его казни; и его добровольная смерть в такой же мере полезна для общества, так как освобождает его от опасного сочлена.

Я убежден, что никто никогда не отказывался от жизни, пока ее стоит сохранять. Ибо так велик наш естественный ужас перед смертью, что незначительные мотивы никогда не будут в силах примирить нас с ней...
Если предполагается, что самоубийство есть преступление, то только трусость могла бы побудить нас к нему. Если же оно не преступление, то благоразумие и мужество должны были бы побудить нас разом избавиться от существования, когда оно становится бременем. При таком положении дел это единственный путь, встав на который мы можем быть полезны обществу, ибо подаем пример, который, если он найдет подражателей, убережет его от всякой опасности, от всякого злополучия.
Д. Юм

О тех, кто сами призвали смерть, горюешь неисцелимо, ибо веришь, что они могли еще долго жить.
Плиний Младший

Родственники самоубийцы ставят ему в вину, что он не сохранил жизни из внимания к их репутации.

Наши самоубийцы дискредитируют самоубийство – не наоборот.
Ф. Ницше

Между теми, кто ищет смерти, мало тех, кто находит ее в то самое время, когда оная была бы им на пользу.
Наполеон I

Отчаяние – величайшее из наших заблуждений.
Л. Вовенарг

Не в петлю лезть, что нечего есть, а лучше погадать, как век коротать.
Рус.

Совсем ничтожен тот, у кого есть много причин для ухода из жизни.
Эпикур

...Старики не должны ни жадно хвататься за эту часть жизни, оставшуюся им, ни покидать ее без причины.
Цицерон

Смирение – это ежедневное самоубийство.
О. Бальзак

Стоит ли жить,
Если правда мертва!
В. С. Соловьев

...Я не стану ни доказывать того, что жить стоит, ни опровергать того, что жить не стоит. Такие вещи не доказываются и не опровергаются, а принимаются или отвергаются непосредственным чувством.

Пока человек бессознательно наслаждается жизнью, он непосредственно верит в то, что жизнь есть благо, он не задумывается над вопросом, стоит ли жить, ему даже и в голову прийти не может поставить такой вопрос, а если ему вопрос этот кто-нибудь и предложил бы, то он без дальнейших рассуждений ответит: «Конечно, стоит». Человек, непосредственно, без рассуждений наслаждающийся жизнью, как и всякое живое существо, живущее и стремящееся жить, есть бессознательный оптимист.
Н. И. Кареев

Люди кончали жизнь самоубийством из-за того, что не могли удовлетворить свою любовную страсть, жажду власти, славы или мести. Случаи самоубийства по причине недостаточной сексуальной удовлетворенности практически не встречаются.
Э. Фромм

Отдавать свою жизнь в жертву возможной духовной жизни других существ мы вправе и даже нравственно обязаны, но истреблять малейшее проявление духовной жизни вне себя – путем убийства или же путем самоубийства, возможность таковой в себе – величайший эгоизм и потому тяжкое преступление.
Н. Я. Грот

Бывает, что привычные декорации рушатся. Подъем, трамвай, четыре часа в конторе или на заводе, обед, трамвай, четыре часа работы, ужин, сон; понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, все в том ритме – вот путь, по которому легко идти день за днем. Но однажды встает вопрос «зачем?»... Скука является результатом машинальной жизни, но она же приводит в движение сознание. Скука пробуждает его и провоцирует дальнейшее: либо бессознательное возвращение в привычную колею, либо окончательное пробуждение. А за пробуждением рано или поздно идут следствия: либо самоубийство, либо восстановление хода жизни.

...Чувство абсурдности и есть этот разлад между человеком и его жизнью, актером и декорациями. Все когда-либо помышлявшие о самоубийстве люди сразу признают наличие прямой связи между этим чувством и тягой к небытию.
А. Камю

Если жизнь есть благо, то пожертвование ею будет потерей блага для отдавших свою жизнь за сохранение ее другим; но будет ли благом жизнь для принявших жертву и сохранивших свою жизнь ценою смерти других? Как возможен альтруизм без эгоизма? Жертвующие жизнью суть альтруисты; а принимающие жертву, они – кто?.. Если же жизнь не благо, то и в пожертвовании ею со стороны отдающих жизнь нет ни жертвы, ни доброго дела.
Н. Ф. Федоров

Останутся все те же драки,
И короли, и нищета,
Все те же гробовые мраки
И жертв напрасная тщета.

Как это скучно все и сложно,
Как оскорбительно и ложно,
Но каждый пусть вперед идет,
Самоубийство не спасет.
Н. П. Огарев

Человеческий организм при всей своей сложности одновременно крепок и хрупок. Надо совсем немного, чтобы произошла его поломка. Если она поправима, то это еще не беда, но если нет и если единственный выход продолжать растительный образ жизни, если уже не остаешься самим собой, то очень тягостно вызывать у других чувство сострадания и жалости. Я иногда думаю, что в таком случае не надо ничего предпринимать, чтобы продлить мою жизнь, которая уже не будет жизнью. Я далек от мысли, что такая точка зрения обязательна для всех. Но что касается меня, то прошу, если я когда-нибудь перестану быть самим собой, из жалости прервать существование, являющееся отрицанием самой жизни. Я слишком люблю жизнь, и не только за доставляемые ею часто призрачные радости, но и за неотделимую от не борьбу, за все те чудеса, которые она позволяет увидеть и понять, за ее несправедливости и средства их преодоления; я слишком все это люблю, чтобы хоть на мгновение допустить мысль, что жизнь – это простое отправление жизненных функций, когда уже погасла мысль.
...Если же ты попал в кораблекрушение, то лучше сразу же пойти ко дну, чем носиться жалким обломком по волнам, не ощущая ни их удары, ни их ласку.
Ж. Дюкло

По какому-то порыву, инстинктивно стремиться навстречу смерти – это свойственно многим; обсуждать и взвешивать основания для нее, принять согласно совету разума решение жить или умереть – это может только великая душа.
Плиний Младший

...Каждый из нас должен спросить себя: стоит ли отдавать жизнь за то, во что я верю? Имеет ли смысл умирать за это? Послужит ли моя смерть некоторому высшему и общему делу, которое не кончится с моей жизнью, но переживет меня, которое осмыслит мою жизнь и освятит мою смерть, которое вознесет меня выше меня самого и вплетет мои силы и мое служение в божественную ткань мироздания? Если да, то я верю во что-то истинно священное, во что стоит веровать, за что стоит бороться и умереть. Если нет, то я, вероятно, заблуждаюсь в моей вере в нечто ненастоящее; и тогда мне необходимо пересмотреть всю мою веру и всю мою жизнь до самой глубины и обновить их так, чтобы вера моя стоила борьбы насмерть, а жизнь приобрела бы смысл, не исчерпывающийся смертью.
И еще каждый из нас должен спросить себя: способен ли я, готов ли я умереть за то, во что я верю? Если да, то моя вера сильна, глубока и действенна. А если нет, то сила моей веры невелика и, может быть, невелика именно потому, что прилепилась к нестоящему...

...Слепо и неумно прилепляться к чисто земным обстоятельствам, т.е. к чувственно-единичным вещам как таковым, превращать их в настоящий центр своей жизни, принимать их как свое любимое и главное, поклоняться им как высшей ценности, видеть в них высшую цель жизни, служить им и жертвовать ради них всем остальным. Из этого могут возникнуть только внутренние противоречия, измена и бессмыслица.
И. А. Ильин

В жизни бывают моменты, за которые не жаль расстаться с миром.
Г. Филдинг

Героизм – это добрая воля к абсолютной самопогибели.
Ф. Ницше

Говорят, что умирать хорошо, спасая жизнь другому.

Д. Боккаччо


Может статься, человек кончает с собой из чувства самосохранения.
Д. Х. Джебран

Я желал насильственной смерти – такой, когда простительно закричать от боли, потому что у тебя из груди вырывают душу. В другие дни я мечтал умирать долго и в полном сознании – чтобы, по крайней мере, никто не мог сказать, что смерть застала меня врасплох, что она пришла в мое отсутствие…

А. Камю


Самое легкое в жизни – умереть, самое трудное – жить.
А. Азад

...Для того, чтобы жить, нужны более веские основания, чем для того, чтобы умереть.
А. Ривароль

Без надежды каждый день
Только в муках я живу
И хочу покинуть мир,
Но напрасны думы те –
Дети преграждают путь.

Яманоэ Окура


Общепризнано, что жизнь иногда представляет собой сплошное несчастье. Когда существо дошло до того, что искренне желает умереть, не стоит заставлять его жить. В этих обстоятельствах, несмотря на то, что религия и разум удерживают человека за руку и не позволяют положить конец несчастьям, окончив дни свои, если представится какой-нибудь достойный и благовидный случай погибнуть, то можно без угрызений совести им воспользоваться. В таких обстоятельствах родственники и друзья имеют основания радоваться смерти любимого существа, тогда как само оно из-за свойственной ему слабости, быть может, избегало опасности и продлевало свои страдания, поскольку мучения эти заключались в нем самом.
Д. Дидро

Самоубийство подготавливается в безмолвии сердца, подобно Великому Деянию алхимиков. Сам человек ничего о нем не знает, но в один прекрасный день стреляется или топится...
Причин для самоубийства много, и самые очевидные из них, как правило, не самые действенные...
...Покончить с собой – значит признаться, что жизнь кончена, что она сделалась непонятной...
А. Камю

...Самоубийство есть все-таки акт волевой энергии, направленный к цели и, стало быть, предполагающий цель. Акт этот свидетельствует не о прекращении стремления к смыслу, а, наоборот, о силе этого стремления и об отчаянии, проистекающем из неудачи в его достижении.
Е. Н. Трубецкой

Самоубийство – этот феномен, так близко стоящий к преступности по своим вариациям, наблюдается, в общем, у женщин в четыре и даже в пять раз реже, чем у мужчин.
...Соответственно незначительному числу самоубийств, совершаемых по страсти, число их вследствие физических страданий также невелико...
...Абсолютное число самоубийств вообще, а стало быть, и тех, причиной которых являются физические страдания, среди мужчин всегда значительно больше, чем среди женщин.
Обстоятельство это является новым доказательством меньшей чувствительности женщины: она не так живо ощущает физические страдания, и потому последние ее не доводят так часто до самоубийства, несмотря на то, что женщина переносит больше физических мук, нераздельно связанных с жизненными функциями и особенностями ее пола. Но так как страдание принадлежит в отдаленном смысле слова к аффектам, а физическая чувствительность есть основа страстей и нравственного чувства, то этим мы можем объяснить себе редкость среди женщин самоубийств, обусловленных страстями.
Нищета является для женщины несущественным мотивом самоубийства...

...Для того, чтобы женщина решилась на самоубийство, нужна совокупность более многочисленных причин, чем для мужчин. Только лишь в том случае, когда бедность ее достигает такой степени, что она лишена решительно всего, что нужно для жизни, когда ей закрыты все пути к спасению, а стыд или возраст не позволяют ей заняться проституцией – только лишь при таких условиях женщина способна поднять на себя руку...
В качестве мотива самоубийств, равно как и преступлений, любовь играет довольно видную роль. Относительные цифры статистики здесь так велики для женщин, что последние сравниваются и даже превосходят в этом отношении мужчин. Для страстной женщины самоубийство является самым частым средством избежать мук несчастной любви...

Брак также является у женщин реже, чем у мужчин, источником мотивов к самоубийству: на 50 мужчин, лишающих себя жизни вследствие измены их жен, и на 41, налагающих на себя руки вследствие смерти их, приходится по 14 самоубийц-женщин. Объясняется это отчасти тем, что у женщин материнская любовь сильнее супружеской и чувства их больше всего сосредоточены на детях, а отчасти тем обстоятельством, что они в таких случаях гораздо чаще мужчин подвергаются психическим заболеваниям.
...Обыкновенная замужняя женщина никогда не любит так сильно, чтоб думать о самоубийстве, когда она овдовеет...

Особый вид самоубийства женщин – это смерть матери одновременно с ее детьми под влиянием нищеты или какого-нибудь тяжелого несчастия...
...Эти матери, решившиеся умереть, не могут оставить жить своих детей, составляющих часть их собственного «я», и не в состоянии считать свои муки оконченными, если они знают, что те будут страдать и мучиться и после их смерти...
...Если ребенок слишком юн, чтобы быть совершенно независимым от матери, но в то же время настолько зрел, что может подчинится влиянию внушения, то мать никогда не убивает его сама, но старается подговорить его умереть добровольно вместе с нею...

Очень редки двойные или множественные самоубийства одних женщин... Редкость подобных случаев объясняется слабостью дружественных уз, соединяющих женщин, что служит также причиной редкости среди них самоубийств из мотивов дружбы.
Наконец, еще реже наблюдаются одновременные самоубийства супругов...
Ч. Ломброзо

Некоторые вдовы по смерти мужей решают не оставаться в живых и кончают счеты с жизнью. Китайская практика подобных самоубийств отличается от индийской тем, что здесь совершенно не применяется самосожжение. Способы самоубийства вдов весьма разнообразны. Одни принимают опиум, ложатся и засыпают вечным сном у тела своего мужа. Другие отказываются от еды и умирают от голода, либо топятся, или же принимают яд. Еще один способ, который иногда здесь практикуется, – публичное самоповешение возле своего дома или в доме с предварительным уведомлением о предстоящем самоубийстве с тем, чтобы все желающие могли бы при этом присутствовать и наблюдать за происходящим.
Истинные причины, толкающие некоторых вдов на самоубийство, различны. Одними, несомненно, в огромной мере движет глубокая привязанность к усопшему; другими – крайняя бедность их семей и трудность честным путем заработать достаточные средства к существованию; третьими – жестокое обращение со стороны родственников мужа... Деверь намекнул, что единственной возможностью обеспечить себе существование была бы проституция.
Иногда бывает так, что девушка, помолвленная с мужчиной, который умирает до свадьбы, решает ввиду его смерти покончить жизнь публичным самоповешением вместо того, чтобы быть помолвленной с кем-то другим или оставаться незамужней.
В подобных случаях в доме вдовы или на улице перед домом обычно сооружают помост. В назначенное время она поднимается на помост и окропляет его водой на четыре стороны вокруг себя. Затем она разбрасывает в разные стороны несколько видов зерна. Тем самым она желает своей семье благополучия и процветания. После того, как она усядется в кресло, стоящее на помосте, к ней приближаются ее братья и братья ее мужа и кладут перед ней поклоны. При этом ее нередко потчуют чаем или вином. Когда все вокруг готово, она встает на табуретку и, взявшись за веревку, крепко привязанную к верхней части помоста или к крыше дома, надевает ее себе на шею. Затем она ногами выталкивает табуретку из-под себя и таким образом становится своею собственной убийцей.
Джастес Дулитл

Костер погребальный, гори
всю ночь до зари!
Гори до утра,
огонь живого костра!
Девочка стала вдовой –
ее сжигают живой.
Болью дыша,
уходит из тела душа.
Злые безумцы, в огненном треске и вое
вспыхнуло сердце живое.
К Богу возносится пламя,
заженное вами.
К Богу огонь долетает крылатый –
вам не уйти от расплаты!
Злые безумцы! Во власти огня,
верная мужу вдова молодая
гибнет, обычаи ваши храня,
тело и душу костру отдавая!
Рабиндранат Тагор

Лишение жизни страшно тому, кто ценит жизнь; а тому, для кого она есть сумма бессмысленных страданий, – для того смертная казнь, пожалуй, скорее желательна, чем страшна. Вся категория самоубийц, «разочаровавшихся в жизни», должна быть отнесена к рубрике подобных лиц. А разве мало лиц, предпочитающих смерть лишению чести? Сколько женщин покончило с собой, предпочитая смерть лишению чести! Сколько людей, проигравших чужие деньги или так или иначе запятнавших себя, предпочитают смерть лишению чести и доброго имени! Сколько людей предпочло бы смерть длинным и мучительным истязаниям! История пыток и войн дает немало фактов, где жертвы просили своих палачей убить их, а не истязать, где раненые просили покончить с ними, а не оставлять их мучиться. И сколько людей, страдающих так или иначе, предпочло бы умереть, если бы их не останавливали те или иные мотивы загробного мщения за самоубийство или боязнь причинить страдания близким и т.д.!
П. А. Сорокин

...Среди людей, посещающих церковь, процент самоубийств значительно ниже, чем среди других категорий лиц.

...Безработица вызывает такие последствия, как депрессия или желание покончить жизнь самоубийством...
М. Аргайл

С уверенностью можно констатировать, что преуспевающие, особенно очень богатые люди, имеют тенденцию к большему числу самоубийств, чем бедные.
П. А. Сорокин

Нужда подталкивает к убийству, а праздность – к самоубийству.
Г. Н. Матюшов

Душевные страдания толкают большее число людей на самоубийство, чем физические страдания. Это доказывает, что здоровье духа гораздо важнее, чем здоровье тела.
Ч. К. Колтон

Люди всегда полагают, что самоубийцы кончают с собой по какой-то одной причине. Но ведь можно покончить с собой и по двум причинам.

А. Камю


Разочарованный и отчаявшийся самоубийца разочаровался и отчаялся не в смысле жизни, а как раз наоборот – в своей надежде на бессмысленность жизни.
В. С. Соловьев

Поскольку в будущем не вижу я просвета,
А в прошлом тягостном и точки не найти,
Где бедная душа, уставшая в пути,
Могла бы отдохнуть пред погруженьем в Лету,

Поскольку в детстве я не знал тепла и света,
А в двадцать лет любовь, мой ангел во плоти,
Взмахнув златым крылом, сказала мне: «Прости!» –
И слава унеслась, не осенив поэта,

Поскольку с малых лет суровая нужда
Впрягла меня в ярмо унылого труда,
Для детских радостей не дав ни дня досуга, –

Не лучше ль умереть? Оставить этот мир
Без гнева и без слез. Так покидают пир
Не оправдавшего твое доверье друга.
Ш. Сент-Бёв

…Имеем ли мы вообще право лишать неизлечимо больного возможности «умереть своей смертью», возможности наполнить смыслом свое существование до самого последнего мгновения…
…Не врачу определять, имеет ли жизнь какого-то человека ценность или же нет. Общество возложило на врача единственную обязанность – помогать всегда, когда он может; уменьшать боль там, где он сочтет нужным; лечить, насколько это в его силах, и ухаживать за неизлечимо больным. Если бы больные и их близкие не были убеждены, что врач серьезно и тщательно подходит к выполнению возложенных на него обязанностей, они никогда больше не доверились бы ему. Ведь в противном случае у больного не было бы уверенности, кем для него сейчас будет врач – помощником или палачом.
Это положение является принципиальным и не допускает никаких исключений.

В. Э. Франкл


Закон, разрешающий эвтаназию, был впервые в мире принят в Австралии 1 июля 1996 г. Закон вызвал ожесточенные споры... Проблема помощи неизлечимо и мучительно больным в добровольном уходе из жизни становится сейчас все более насущной во всем мире. Сами болезни века – рак и СПИД – с их мучительным финалом наталкивают на мысль об искусственной смерти. С другой стороны, прогресс медицины позволяет ей... в некоторых случаях с полной ответственностью выносить заключение: все, сделать ничего нельзя, остались только мучения... Две трети жителей США, 79% англичан, 70% французов, 75% австралийцев уверены, что врач должен в определенных случаях помогать больному уйти из жизни. В Голландии – единственной пока европейской стране, где искусственная смерть практически разрешена, ею пользуется 25% больных СПИДом на последних этапах. И в остальных странах эту запрещенную вещь все равно делают – но только тайно, плохо, неумело, а главное, не всегда кстати. То, чего не имеют права сделать доктора (хотя примерно половина из них морально к этому готовы), делают медсестры, сиделки, родственники...
Главным противником искусственной смерти всегда была и будет церковь...
Самая очевидная проблема с разрешением-неразрешением эвтаназии – криминального характера. Сколько раз описывались истории, как жене надоедает ухаживать за больным мужем и она ставит ему ультиматум: или эвтаназия, или приют. Испуганный муж выбирает смерть, врача женщине удается разжалобить – «знаете, он так страдает, так страдает, это уже выше его сил», – а вдова вскоре выходит замуж...
Но одна проблема у эвтаназии по просьбе больного остается. От страдающего и заставляющего страдать других... окружающие поневоле начнут ждать, что он ею и воспользуется. Получается ограничение прав личности, против которого борются защитники эвтаназии...
«Коммерсант-DAILY»

Ты думаешь, уйти из жизни – доблесть?
Нет, доблесть в том, чтоб грудью встретить муки,
Не отступить, не дрогнув, не страшась.
Сенека Младший


Комментариев нет:

Отправить комментарий