пятница, 9 марта 2012 г.

познаваем ли смысл человеческой жизни?



И сам не знаю я, на что сей создан свет!

Д. И. Фонвизин


…Кто знает, чтó хорошо для человека в жизни, во все дни суетной жизни его, которые он проводит как тень? И кто скажет человеку, чтó будет после него под солнцем?
Библия. Книга Екклесиаста (6:12)

Имеет ли жизнь вообще смысл, и если да – то какой именно? В чем смысл жизни? Или жизнь есть просто бессмыслица, бессмысленный, никчемный процесс естественного рождения, расцветания, созревания, увядания и смерти человека, как всякого другого органического существа? Те мечты о добре и правде, о духовной значительности и осмысленности жизни, которые уже с отроческих лет волнуют нашу душу и заставляют нас думать, что мы родились не «даром», что мы призваны осуществить в мире что-то великое и решающее... Эти мечты оправданы ли как-либо объективно, имеют ли какое-либо разумное основание, и если да – то какое? Или они просто – огоньки слепой страсти, вспыхивающие в живом существе по естественным законам его природы как стихийные влечения и томления, с помощью которых равнодушная природа совершает через наше посредство, обманывая и завлекая нас иллюзиями, свое бессмысленное, в вечном однообразии повторяющееся дело сохранения животной жизни в смене поколений?.. А жажда подвига, самоотверженность служения добру, жажда гибели во имя великого и светлого дела – есть ли это нечто большее и более осмысленное, чем таинственная, но бессмысленная сила, которая гонит бабочку в огонь?
С. Л. Франк

Так неумолимо стоит дилемма. Одно из двух: или жизнь в целом имеет смысл – тогда она должна иметь его в каждое свое мгновение, для поколения людей и для каждого живого человека, сейчас, теперь же – совершенно независимо от всех возможных ее изменений и предполагаемого ее совершенствования в будущем... или же этого нет, и жизнь, наша нынешняя жизнь, бессмысленна, – и тогда нет спасения от бессмыслицы...
...Мировой смысл, смысл жизни, никогда не может быть ни осуществлен во времени, ни вообще приурочен к какому-либо времени. Он или есть – раз навсегда! или уже его нет – и тогда тоже – раз навсегда!

Но смысл жизни должен ведь быть смыслом самой нашей жизни, он должен быть в ней, принадлежать к ней, он сам должен быть живым... Если бы мы могли найти вне нас готовый «смысл жизни», он все-таки не удовлетворил бы, не был бы смыслом нашей жизни, оправданием нашего собственного существа. Смысл нашей жизни должен быть в нас, мы сами своею жизнью должны являть его. Поэтому искание его есть не праздное упражнение любознательности, не пассивная оглядка вокруг себя, а есть волевое, напряженное самоуглубление, подлинное, полное труда и лишений погружение в глубины бытия, невозможное без самовоспитания. «Найти» смысл жизни – значит сделать так, чтобы он был, напрячь свои внутренние силы для его осуществления. Ибо, хотя первое его условие – бытие Бога – есть от века сущая первооснова всего остального, но, так как само это бытие есть жизнь и так как мы должны приобщиться к нему, Бог же не есть Бог мертвых, но Бог живых, то мы должны через максимальное напряжение и раскрытие нашего существа «искать» смысла жизни и улавливать его в творческом процессе приобретения и приобщения к нему.

…Искание смысла жизни есть всегда борьба за смысл против бессмыслицы, и не в праздном размышлении, а лишь в подвиге борьбы против тьмы бессмыслия мы можем добраться до смысла, утвердить его в себе, сделать его смыслом своей жизни и тем подлинно усмотреть его или уверовать в него. Вера, будучи «вещей обличением невидимых», невозможна без действия. Она сама есть напряженное внутреннее действие, которое необходимо находит свое обнаружение в действенном преобразовании нашей жизни; и поэтому «вера без дела мертва есть».
С. Л. Франк

Чей покинутый дворец я вижу пред собой,
Где нынче только мыши серые в пыли
Да ветер, стонущий в пустых глазницах окон?

Кто был тот принц, который им владел, –
Дворцом, где сотни голосов звенели песнями,
Где шум пиров не умолкал до самого рассвета?
Девы принца теперь лежат в могилах,
А он сам почил среди своих достойных предков...
Высокая трава вся полегла от горя,
А деревья стоят, склонив печально ветви до земли...
Найдется ль человек, познать способный вечность?
Ду Фу

…Я увидел все дела Божии и нашел, что человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого, и если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого.
Библия. Книга Екклесиаста (8:17)

Лишь тот постигает жизнь, кто проникает в ее глубины.
С. Цвейг

Пытаясь ответить на вопрос о смысле жизни – на этот самый человеческий из всех вопросов, – индивид вынужден понять, что это жизнь ставит перед ним вопросы и перед жизнью ему держать ответ… ответственность эта проистекает из неповторимости личности и ситуации и что с повышением этой уникальности растет и ответственность… Неповторимость и своеобразие являются основными составляющими смысла человеческой жизни.

В. Э. Франкл


Занимаясь самонаблюдением, мы привносим в себя жизнь.

Разгадать смысл жизни способен лишь художник.

Новалис


Где мудрец, мирозданья постигший секрет?
Смысла в жизни ищи до конца своих лет!
Все равно ничего достоверного нет –
Только саван, в который ты будешь одет...

***
Удивленья достойны поступки творца!
Переполнены горечью наши сердца,
Мы уходим из этого мира, не зная
Ни начала, ни смысла его, ни конца.
О. Хайям

Мы ничего о самих себе не знаем, что такое движение, что такое жизнь, чувство и мысль...
Вольтер

В этой жизни определенно только то, что нет ничего определенного.
Плиний Старший

Чаша земная полна
Отравленного вина.
Я знаю, знаю давно –
Пить ее нужно до дна…

Пьем, – но где же оно?
Есть ли у чаши дно?

З. Н. Гиппиус


Некто задал вопрос: «Можно ли видеть творца?»
Я ответил: «Начала в нем нет и конца...
Для одних он – вселенная в вечном движенье,
Для других – жалкий образ чужого лица».
А. Джами

Можно ли расшифровать язык муравьев, услышать их неуловимые крики о помощи перед катящимся на них стальным катком? Можно ли безошибочно проставить оценки каждому из нас, определить точно место и время отдельной жизни, объяснить все, что происходит в современном мире?
Пожалуй, разумное объяснение и понимание – это и есть философия существования. Она, мудрая философия, не может быть оптимистична, ибо действительность предает, обманывает всех без исключения, и люди чувствуют себя словно преступники, не совершившие преступление.
Ю. В. Бондарев

По-видимому, человек усомнился в существовании для него каких-либо высших целей после того, как он несколько раз и так неудачно пытался жить для этих других целей: теократия римской церкви, художественное наслаждение времен «возрождения», свобода личного общения с Божеством в пространстве – все одинаково было и прошло, оставив человека наедине с его земными нуждами и страданиями. Они одни оставались вечно, когда все другие проходили; и им овладела естественная мысль, что именно они должны составлять предмет его вечного внимания и усилий.
В. В. Розанов

Море слов сокровенного смысла полно,
Этот смысл я читать научился давно.
Но когда размышляю о тайнах Вселенной
Понимаю, что мне их прочесть не дано.
Ибн Сина

В безбрежном океане мирового бытия человеческое я занимает ничтожное место, однако смелою мыслью оно стремится охватить весь мир, отдать себе отчет об основах строения вселенной, понять, что такое мир как целое, постигнуть смысл мирового процесса, а вместе с тем определить и свое положение и назначение в мире.
Н. О. Лосский

На свете был я несколько деньков,
Прошел сквозь бурю логова песков,
Над мудрецом смеялся я при этом,
Невежду возносил до облаков.

Ничтожно льстил и гневу предавался,
Теперь душа грязнее каблуков.

И пламень, что из сердца высекал я,
Кропил слезами, как из родников.

Избавиться от дьявольских страстей я
Не в силах был, как пленник от оков.

Гулял, очей веселья не смыкая,
Но жатва, – норов у нее таков, –
Являясь в срок, под корень косит злаки,
Пришлось пожать все то, что я посеял,
Как в мире повелось спокон веков.

Что делать? Я к своей вернулся сути,
Уйдя от суеты, как от клыков.

Где был – не знаю, а куда исчез я
Не скажет ни один из знатоков.
Ибн Сина

Я не знаю, кто дал мне место в этом мире, ни что такое я сам. Я нахожусь в странном неведении всего... Я вижу обнимающее меня пространство Вселенной, сам же прикован к небольшому уголку этого необъятного протяжения, не ведая, почему именно здесь, а не там мне место, почему данное мне малое время назначено мне в этот, а не в другой момент как всей предшествующей, так и всей последующей вечности.
Б. Паскаль

Содержание человеческой жизни в действительности никогда не соответствует тому принципу, во имя которого это содержание создается людьми, т.е. принципу блага жизни, и это постоянное несоответствие постоянно заставляло людей обращаться к точнейшему определению самого принципа: в чем именно следует полагать благо жизни и где следует искать это благо?
В. И. Несмелов

Каждый день приносит какую-нибудь победу, не разрешая конечной загадки – назначения человека, загадки, которая, вероятно, никогда не будет решена.
Ш. Рише

В книге жизни мало кто понял даже оглавление.

Книга жизни пишется графоманами.

Восклицания преходящи, вопросы – вечны.

К книге жизни закладку не продают.

Со своей колокольни чаще смотрят вниз, чем вверх.

Г. Е. Малкин


Жизнь – пустыня, по ней мы бредем нагишом,
Смертный, полный гордыни, ты просто смешон!
Ты для каждого шага находишь причину –
Между тем он давно в небесах предрешен.
О. Хайям

Человек не принимает пассивно этот мир, а старается понять его, удивляется ему, и это удивление, которое греки справедливо считали первым началом философии, рано или поздно становится вопросом. Человек хочет проникнуть за пределы ему непосредственно данного, приподнять «кору естества»; с первобытным удивлением он повторяет слышащиеся у него в груди вопросы, вопросы о смысле всего существующего, о смысле его собственной жизни, жизни всего мира, или мирового процесса, жизни его братьев, или человечества. Непосредственно он знает лишь одно, что он есть факт внешнего мира, такой же факт, как это дерево, этот камень, это насекомое. Но он не мирится с этой голой фактичностью своего существования, а хочет видеть в нем смысл, идею, цель. В этом первоначальном удивлении содержатся уже все мировые вопросы, и разгадку этой предвечно заданной нашему уму загадки пытаются дать всевозможные философские и религиозные учения, какие только являлись у человечества.
С. Н. Булгаков

Что жизнь и что смерть, если вдуматься строго, –
Откуда иду я, куда мне дорога?
Зачем я рожден, если смерть мне дана?
Что в мире страшнее, чем жизни кончина?
Но все, кто рожден, умирают едино.
Ю. Баласагуни

Одни умом отрицают всякий смысл в жизни, но вместе с тем делами своими вносят в нее определенный, добрый смысл, осуществляют его на практике; другие, наоборот, признают его умом, но отрицают его на деле – всею своею жизнью.
Е. Н. Трубецкой

В этом замкнутом круге крути – не крути –
Не удастся конца и начала найти.
Наша роль в этом мире – прийти и уйти.
Кто нам скажет о цели, о смысле пути?
О. Хайям

Меж болот людской неправды, среди дебрей ложного знания, минуя скалы человеческой глупости, обретешь равнину исканий...
Е. П. Блаватская

Говорят: всякое действие осмысленно, когда служит цели или – что как будто то же самое – жизнь в ее целом не имеет уже вне себя никакой цели: «жизнь для жизни мне дана». Потому что либо надо раз навсегда примириться с роковой из логики вещей вытекающей «бессмысленностью» жизни, либо же – что правильнее – надо признать, что сама постановка о смысле жизни незаконна, что этот вопрос принадлежит к числу тех, которые не находят себе разрешения просто в силу своей собственной внутренней нелепости...
Как ни убедительно на первый взгляд это рассуждение, против него прежде всего инстинктивно протестует наше сердце; мы чувствуем, что вопрос о смысле жизни – сам по себе не бессмысленный вопрос, и, как бы тягостна ни была для нас его неразрешимость, рассуждение о незаконности самого вопроса нас не успокаивает. Мы можем на время отмахнуться от этого вопроса, отогнать его от себя, но в следующее же мгновение не «мы» и не наш «ум» его ставит, а он сам неотвязно стоит перед нами, и душа наша, часто со смертельной мукой, вопрошает: «ради чего жить?»

Очевидно, что наша жизнь, простой стихийный процесс изживания ее, пребывания на свете и сознания этого факта вовсе не есть для нас «самоцель». Она же не может быть самоцелью, во-первых, потому, что, в общем, страдания и тягости преобладают в ней над радостями и наслаждениями, и несмотря на всю силу животного инстинкта самосохранения мы часто недоумеваем, для чего же мы должны тянуть эту тяжелую лямку. Но и независимо от этого, она не может быть самоцелью и потому, что жизнь, по самому ее существу, есть не неподвижное пребывание в себе, самодовлеющий покой, а делание чего-то или стремление к чему-то; миг, в котором мы свободны от всякого дела или стремления, мы испытываем как мучительно-тоскливое состояние пустоты и неудовлетворенности. Мы не можем жить для жизни; мы всегда – хотим ли мы того или нет – живем для чего-то. Но только в большинстве случаев это «что-то», будучи целью, к которой мы стремимся, по своему содержанию есть, в свою очередь, средство, и притом средство для сохранения жизни. Отсюда получается тот мучительный заколдованный круг, который острее всего дает нам чувствовать бессмысленность жизни и порождает тоску по ее осмыслению: мы живем, чтобы трудиться над чем-то, стремиться к чему-то. И, измученные этим кружением в беличьем колесе, мы ищем «смысла жизни» – мы ищем стремления и дела, которое не было бы направлено на простое сохранение жизни, и жизни, которая не тратилась бы на тяжкий труд для ее же сохранения.
…Жизнь наша осмысленна, когда она служит какой-то разумной цели, содержанием которой никак не может быть просто сама эта эмпирическая жизнь.
С. Л. Франк

Но гармонию мира способен ли смертный постичь,
Чей приход и уход для него самого непонятен.
Ибн Сина

Весь видимый мир – не что иное, как незаметная черта на обширном лоне природы. Никакая мысль не может охватить эти безмерные пространства... Возвратившись теперь к самому себе, пусть человек подумает, что такое он сам в сравнении с тем, что есть в природе; пусть он представит себе, как он потерян в этом отдаленном уголке природы; пусть из этой маленькой темницы, отведенной ему для жительства, – я разумею видимый нами мир, – научится давать настоящую цену земле, государствам, городам, самому себе... Кто рассмотрит себя подобным образом, тот, без сомнения, ужаснется, увидев, что он... как бы висит между двумя безднами – между бесконечностью и небытием... Он бесконечно удален от крайних пунктов: конец и начало вещей для него, бесспорно, скрыты в непроницаемом мраке; он одинаково не способен видеть то ничто, из которого он извлечен, и то бесконечное, которое должно его поглотить.
Б. Паскаль

Прекратил поиски смысла жизни из-за полного отсутствия его следов.

Б. Ю. Крутиер


Я не умел постигнуть жизни смысла.
П. А. Вяземский

Что, крошка мелкая, я значу?
Живу, заботливо тружусь,
В желаньи счастья время трачу,
И, вечно недовольный, плачу!
Чего ж ищу? к чему стремлюсь?
В какой стране, на что гожусь?
Есть люди: до смерти желают
Вопросы эти разгадать.
Но что до них! Пусть как хотят
О всем серьезно рассуждают,
Я недоросль, я не мудрец,
И мне нужнее знать немного;
Шероховатою дорогой
Иду пешком я, как слепец;
С смешным сойдусь ли – посмеюсь;
С прекрасным встречусь – им пленюсь;
С несчастным от души поплачу
И не стараюсь знать – что значу.
А. В. Кольцов

Пришел я в этот мир по принужденью,
Встречал недоуменьем каждый день я.
А ныне изгнан, так и не поняв
Исчезновенья смысл и цель рожденья.
***
Откуда мы пришли? Куда свой путь вершим?
В чем нашей жизни смысл? Он нам непостижим.
Как много чистых душ под колесом лазурным
Сгорает в пепел, в прах, а где, скажите, дым?
О. Хайям

...Смысл жизни охотно допускается множеством лиц, по крайней мере – всей молодежью; ибо она почти всегда бывает так идеалистична и вместе с тем так решительна, смела и последовательна в своих поступках, что вряд ли бы она стала жить, если бы потеряла веру в смысл жизни...
В. И. Несмелов

Нравственный смысл жизни первоначально определяется самим добром, доступным нам внутренно через нашу совесть и разум, поскольку эти внутренние формы добра освобождены нравственным подвигом от рабства страстям и от ограниченности личного и коллективного себялюбия.
В. С. Соловьев

Темна дорога, не горит заря –
В потемках жизни нет поводыря,

Умрет смиренник, и бунтарь умрет,
Что ждет нас там – узнать бы наперед.
Аль-Маарри

Неужто есть существа, точно знающие, что с нами произойдет после смерти, как знаю я, что тело убитой мной собаки сгниет?
Г. К. Лихтенберг

Могила… безвыходная ли это пропасть, или портик иного мира.

Ф. Шатобриан


Жизнь уходит из рук, надвигается мгла,
Смерть терзает сердца и кромсает тела.
Возвратившихся нет из загробного мира,
У кого бы мне справиться: как там дела?
О. Хайям

Чем изощреннее наш разум, тем дальше он от понимания смерти.

Д. Ийеш


Хоть в могиле и змеи, разве оттуда выйдешь.
Лезг.

Мертвый с погоста не ворочается.
Рус.

Кого отнесли на кладбище, того обратно не принесут.
Адыг.

Часть людей обольщается жизнью земной,
Часть – в мечтах обращается к жизни иной.
Смерть – стена. И при жизни никто не узнает
Высшей истины, скрытой за этой стеной.
О. Хайям

Подобно тому как человек не имеет никакого воспоминания о существовании своем до рождения, точно так же и после смерти у него не может оставаться никакого воспоминания о его настоящей жизни.
А. Шопенгауэр

В прах судьбою растертые видятся мне,
Под землей распростертые видятся мне.
Сколько я ни вперяюсь во мрак запредельный:
Только мертвые, мертвые видятся мне.
О. Хайям

Только немногие люди думали настоящим образом о значении несуществования. Под несуществованием после смерти представляю я себе такое состояние, в котором я находился до рождения. Это не есть собственно апатия, потому что и апатию можно чувствовать; но это ничто.
Как только я попадаю в это состояние, слова «я» и «состояние» уже не подходят к этому положению. Я думаю, что есть нечто, равновесное вечной жизни. Я думаю, что человеку одинаково хорошо в том и другом состоянии. Быть и ждать и поступать по своему разуму – это наш долг, так как мы не можем охватить целого.
Г. К. Лихтенберг

...Идет вековечный спор двух противоположных жизнепониманий – жизнепонимания натуралистического, которое ищет подлинной жизни и ее смысла в плоскости здешнего, и жизнепонимания супранатуралистического, которое утверждает, что истинная жизнь и ее смысл сосредоточивается в ином, верхнем, потустороннем плане бытия. Рассмотрение этих двух решений жизненной проблемы приводит нас к заключению об одинаковой односторонности, а потому и одинаковой несостоятельности обоих.
Е. Н. Трубецкой

Откуда мне знать, что привязанность к жизни не есть обман? Могу ли я быть уверенным в том, что человек, страшащийся смерти, не похож на того, кто покинул свой дом и боится вернуться?.. Откуда мне знать, не раскаивается ли мертвый в том, что прежде молил о продлении жизни?

...Откуда вы знаете, что то, что я называю незнанием, не является на самом деле знанием?.. Если человек поселится на дереве, он будет дрожать от страха, а вот так ли будет чувствовать себя обезьяна? Кто же из них знает, где лучше жить? Люди едят мясо домашних животных, олени едят траву, сороконожки лакомятся червячками, а совы охотятся за мышами. Кому из этих четырех ведом истинный вкус пищи?
Чжуан-цзы

Некий круг заключил наш приход и уход,
В нем конца и начала никто не найдет.
И никто еще верно сказать не сумел нам:
Мы откуда пришли? Что за гробом нас ждет?

***
Круг небес ослепляет нас блеском своим.
Ни конца, ни начала его мы не зрим.
Этот круг недоступен для логики нашей,
Меркой разума нашего неизмерим.

***
Ты все пытаешься проникнуть в тайны света,
В загадку бытия... К чему, мой друг, все это?
Ночей и дней часы беспечно проводи,
Ведь все устроено без твоего совета.
О. Хайям

Всякий сознательно или бессознательно предполагает такую цель или ценность, ради которой, безусловно, стоит жить. Эта цель, или, что то же, жизненный смысл, есть предположение неустранимое, необходимо связанное с жизнью как таковой; и вот почему никакие неудачи не могут остановить человечество в искании этого смысла.
Е. Н. Трубецкой

Когда ты постигнешь все тайны жизни, то будешь стремиться к смерти, ибо она не что иное, как еще одна тайна жизни.
Д. Х. Джебран

Ведь мы не только бесстрастно-объективно знаем факт бессмысленности жизни – мы томимся этим знанием, не удовлетворены им и ищем смысла жизни.

Что эмпирическая жизнь как таковая, будь то наша личная жизнь, будь то жизнь мировая – бессмысленна, – не удовлетворяет условиям, при которых осуществим смысл жизни – это принадлежит к самому ее существу, это вытекает уже из того, что она подчинена потоку времени, что она, говоря словами Платона, «только возникает и гибнет, а совсем не есть», – и это знала истинная мудрость всех времен и народов. Но ею совсем не исчерпывается истинное бытие, и к чему-то мы должны теперь обратить наш духовный взор.
С. Л. Франк

Конфуций увидел двух мальчиков, которые о чем-то спорили... Первый мальчик сказал:
– Я считаю, что солнце ближе к людям, когда встает из-за горизонта, и дальше всего, когда стоит над головой, а он считает, что солнце дальше, когда оно восходит, и ближе, когда висит над головой. Но ведь когда солнце встает, оно велико... а когда оно стоит над головой, оно лишь с тарелку величиной.
Тут в разговор вмешался другой мальчик:
– Но ведь когда солнце только поднимается из-за горизонта, воздух холодный, а когда оно стоит над головой, от него так и пышет жаром. Разве не означает это, что оно ближе к нам днем, а не утром?
Конфуций не знал, как рассудить их спор, и мальчики посмеялись над ним: «Кто сказал, что вы многомудрый?..»
«Ле-цзы»

Положим, мы затеяли с тобой спор, и ты победил меня, а я не смог переспорить тебя, значит ли это, что ты и в самом деле прав, а я на самом деле не прав? А если я победил тебя, а ты не смог переспорить меня, значит ли это, что прав именно я, а ты не прав? Или мы можем быть оба правы и оба не правы? И если мы сами не можем решить, кто из нас прав, а кто нет, то другие люди тем более не сделают этого за нас. Кто же рассудит нас? Если придет кто-нибудь, кто согласится с тобой, то как ему рассудить нас? А если кто-то третий будет согласен со мной, то и ему не удастся нас рассудить. Если же, наконец, позвать того, кто не согласен ни со мной, ни с тобой, то такой человек тем более не поможет нам установить истину. А если позвать того, кто согласится со мной и с тобой, то мы опять-таки не доберемся до истины. Выходит, ни я, ни ты, ни кто-либо другой не можем установить общую для всех истину. На кого же нам надеяться?
...Будем же следовать вольному потоку жизни и исчерпаем до конца свой земной срок!
Чжуан-цзы

Нет, мы еще не доросли
До таинств неба и земли.
Но, Боже, для какой идеи
Дал бесконечный разум Ты:
Для бесконечного пути
Иль чтоб к концу пришли скорее?
***
Как достичь оголенной основы
Этой жизни под слоем суровым,
Где словами завалено слово,
Где под шумом – музыки родник,
Под молчаньем – человечий крик,
Под безличьем – человечий лик?
***
Так и умру, не разгадав
Ни трав, ни моря, ни дубрав,
Ни жизни без конца и края.
Стою у тихого ручья:
Ответь мне, чудо бытия!
А что и спрашивать, не знаю.
***
Не столь непостижим сей мир,
Сколь закоснела наша мысль
В пеленках аксиом.
Л. И. Болеславский

Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и хотя криво – да сами.
Г. Э. Лессинг

...Искание смысла жизни есть философия истории, которая также не лишена памфлетного свойства или вообще субъективного характера; философия истории и сама имеет уже очень длинную историю, хотя смысла жизни еще не отыскала и даже отчаялась найти его... Искание смысла есть искание цели, дела – единого общего дела....
Н. Ф. Федоров

Несмотря на свои позитивно-атеистические воззрения, Герцен был постоянно занят вопросами религиозного сознания – о смысле жизни, истории и т.д., карамазовскими вопросами. Но, как и Карамазову, Герцену суждено было испытать не радость положительного разрешения этих великих и страшных вопросов, а горечь сознания их неразрешимости. Он искал и не нашел; но ведь истинная-то религиозность именно и состоит в искании.
С. Н. Булгаков

Может ли кто-нибудь встать рядом с солнцем и луной, заключить в свои объятия вселенную, жить заодно со всем сущим, принимать все, что случается в мире, и не видеть различия между людьми низкими и возвышенными?

Все знают пользу полезного, но никто не знает пользы бесполезного.
Чжуан-цзы

...Естественная потребность к осмыслению себя и мира... вставала перед каждым поколением, и разница между нами и теми, кто думал до нас, состоит лишь в том, что, во-первых, мы с большей изощренностью задаем в сущности один и тот же вопрос, кто есть мы и что есть сущность бытия, и, во-вторых, напичканные и одурманенные множеством новых и новейших философских понятий, ищем ответ не там, где он лежит, то есть не в реальном течении жизни...
А. А. Ананьев

Если на вопросы о жизни и смерти человек принимает ответы других прежде живущих мудрых людей, то все-таки выбор и признание этих ответов зависит от него самого.
«Круг чтения»

Никакие рассуждения не в состоянии указать человеку путь, которого он не хочет видеть.
Р. Роллан

Иногда искать свой путь в жизни человека заставляет бездорожье.
Б. Ю. Крутиер

Жизнь пестра и разнообразна – оттого так трудно ее осмыслить.

Т. Уайлдер


Неразличимы жизнь и смерть для взгляда,
Все времена смешались с тем, что рядом, –
На глубину веков иначе не взглянуть;
Я стал необозримым существом,
Блуждающим между началом и концом,
Не зная, для чего трагичный род людской
Идет сквозь лабиринт пылающих столетий…

Э. Верхарн


На задачи, заданные нам жизнью, ответы не даются и в конце.
Козьма Прутков

Туристов суетная страстность
нам тонко всякий раз опять
напоминает про напрасность
попыток жизнь успеть понять.

***
Дорога к истине заказана
не понимающим того,
что суть не просто глубже разума,
но вне возможностей его.

***
Я чужд надменной укоризне,
весьма прекрасна жизнь того,
кто обретает смысл жизни
в напрасных поисках его.
И. Губерман

Смысл не только должен, но и может быть найден, и в поисках смысла человека направляет его совесть. Одним словом, совесть – это орган смысла. Ее можно определить как способность обнаружить тот единственный и уникальный смысл, который кроется в любой ситуации.

Спрашивать о смысле жизни вообще – ложная постановка вопроса, поскольку она туманно апеллирует к общим представлениям о жизни, а не к собственному, конкретному, индивидуальному существованию каждого.

В. Э. Франкл


Век живи – век учись! и ты наконец достигнешь того, что, подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь.
Козьма Прутков

Высокая мудрость – убогое убежище,
Невежество – пышный дворец для наслажденья;

Наш разум блуждает со времени Адамова...
Какая же сила сильнее заблужденья?
Аль-Маарри

Только перед смертью человек узнает, что ему надо было делать.
Осет.

Смысл жизни скрыт бессмысленностью существования.

Жизнь поддается анализу лишь в осадке.

Г. Е. Малкин


И он умер так, как сказала смерть, умер тогда, когда меньше всего хотел этого, когда после стольких лет бесплодных иллюзий и самообмана стал догадываться, что люди не живут, а существуют, черт подери, что самой долгой и деятельной жизни хватает лишь на то, чтобы научиться жить – в самом конце! Он умер, когда постиг свой итог…

Г. Маркес


Не может человек найти суть дела, что делается под солнцем, – сколько б ни трудился искать человек – не найдет; и если даже скажет мудрец, что сумеет, – не найдет.

Ибо кто знает, что есть благо человеку в жизни в считанные дни его тщетной жизни?

Стремление познать сущность вещей дано человеку как бич наказующий.
Соломон

...Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.
Библия. Книга Екклесиаста (1:18)

Комментариев нет:

Отправить комментарий